С какого бюджета начинать
Как правило, бюджетирование начинается с БДДС. В том или ином виде план движения денежных средств есть у всех. Он может быть сделан в блокноте на коленке, а может быть в наисовременнейшей ERP-системе. Он может выглядеть как план платежей на неделю, а может быть частью стратегического плана развития предприятия. Это, по большому счету, не играет никакой роли. Если по какой-то случайности его нет, то БДДС – это первый бюджет, на мой взгляд, с которого стоит начать делать бюджеты.
Наиболее оптимальной структурой БДДС считаю структуру из трех блоков: основная, инвестиционная и финансовая деятельность, плюс блоки остатков на начало и конец периодов. О бюджете движения денежных средств достаточно информации и детально останавливаться на нем не интересно. Почти все предприятия делают БДДС, а многие им и заканчивают. Формально в системе бюджетирования часто присутствуют ещё и бюджет доходов и расходов с балансом, но связи между тремя этими бюджетами проходят через ответственного сотрудника и на бумаге не прослеживаются. Например, статья «себестоимость реализованного товара» в БДР (у вас она может называться иначе) и «платежи поставщикам за товар» в БДДС (тоже может называться иначе) – как они связаны в большинстве случаев? Или никак, или одно приравнивается к другому и, в лучшем случае, в БДР убирается НДС и делается сдвиг по временной шкале:
- во-первых, при этом рвёт валюту планового баланса и этот разрыв «сливается» в «балансирующую» статью баланса;
- во-вторых, не все бизнесы укладываются в такую быстрооборачиваемую модель;
- в-третьих, все условности такой связи держатся в голове и «поиграть» цифрами становится проблематично.
Определились, что БДДС есть. Что дальше? А дальше начинается самое интересное. Надо вводить в систему следующий бюджет. Сделать это надо так, чтобы при изменении в одном бюджете автоматически менялись данные в связанном бюджете. Если предварительные данные готовятся в отдельных Excel-файлах и затем вручную итоги переносятся в БДДС, то это не самая удачная схема, с моей точки зрения, т.к. в такой связке высока вероятность ошибки и длителен период перерасчета «что, если».
Следующий бюджет выбирается по принципу, что сильнее всего оказывает влияние на чистый денежный поток от основной деятельности. Именно от основной, потому что именно этот раздел наиболее тесно связан с БДР. И самое существенное тут, на мой взгляд, это поступления от покупателей и платежи поставщикам. Берем поступления от покупателей и начинаем детально разбирать эту статью. Вводим, назовем его, для примера, бюджет расчетов с покупателями. Какие задачи этого бюджета:
- наглядно связать БДДС, БДР и баланс: поступления - в БДДС, отгрузки - в БДР, сальдо расчетов - в баланс;
- сделать планирование кассовых разрывов более обоснованным – для этого необходимо отразить в бюджете все условия расчетов с покупателями: предоставление авансов, сроки окончательных расчетов, предоставление отсрочек платежей. Это позволит вам при планировании «поиграть» цифрами, например, «а что будет, если на полную предоплату мы дадим скидку 10%». Вопрос, на самом деле, не такой очевидный, поскольку не ясно, приведет ли такое условие к притоку или оттоку покупателей и на сколько %\рублей\у.е. конкретно изменится выручка.
Какая подстерегает ошибка? В пылу азарта разработчики бюджета начинают делать этот бюджет по покупателям, товарным группам и т.д., упуская аналитику по условиям отгрузки. Из-за этого бюджет становится, с одной стороны, громоздким и трудно перепланируемым, с другой – не отражает связи отгрузок и оплат. Детализировать, конечно, надо. Я считаю, что делать это надо на следующем этапе развития системы бюджетирования – выделять всю детализацию в отдельные бюджеты, расшифровывающие бюджет расчетов с покупателями.
Итак, есть БДДС и бюджет расчетов с покупателями. Дальше на очереди платежи поставщикам. Делаем бюджет расчетов с поставщиками по аналогии с бюджетом расчетов с покупателями.
Какое здесь отличие? Деньги из этого бюджета перетекают в БДДС, тут всё аналогично. А отгрузки? Не можем же мы их по аналогии перенаправить в БДР? А куда? Правильно – на склад. На склад материалов (назовем его бюджет движения материалов), если у вас производство, и на склад товаров (назовем его бюджет движения товаров), если у вас торговля. Детализацию бюджетов вы можете проработать сами, принципы те же: на первом этапе не стоит перегружать бюджет аналитикой и стоит придерживаться главной цели создания бюджета – связать в итоге БДДС, БДР и баланс.
Куда со склада? Для производства - в производство, поэтому вводим бюджет незавершенного производства (НЗП). Из НЗП - на склад готовой продукции, вводим бюджет движения готовой продукции. Со склада готовой продукции - в БДР, в себестоимость. С товарами всё проще – со склада списываем сразу в себестоимость.
Налоги
Налоговое планирование – это отдельное, заслуживающее особой проработки, направление. Поэтому я бы на первом этапе развития системы бюджетирования брал у специалиста по налоговому планированию итоговые цифры и вносил бы их в систему бюджетирования. Или коэффициентами планировал бы от выручки НДС и налог на прибыль, а все остальные налоги – по среднему значению. На втором этапе я сделал бы отдельный бюджет по налогам и сборам: деньги – в БДДС, начисления – в БДР, сальдо – в баланс.
Остальные статьи раздела «Основная деятельность» БДДС
Если у них короткий период «начисление-оплата» можно пока просто перебросить из основной деятельности БДДС в БДР. Напомню о необходимости выделять НДС и НДФЛ, а также взносы в ФСС РФ. И про принцип «деньги – в БДДС, начисления – в БДР, сальдо – в Баланс» тоже не стоит забывать.
Статьи раздела «Инвестиционная деятельность» БДДС
Тут самое интересное, на мой взгляд, - это приобретение основных средств и планирование амортизации. На первом этапе для отражения этих операция можно сделать бюджет закупок основных средств (аналог 08 счета) и бюджет основных средств (аналог 01 и 02 счета соответственно).
Статьи раздела «Финансовая деятельность» БДДС
Расшифровывать этот раздел, добавляя отдельные бюджеты, имеет смысл ради планирования процентов по полученным кредитам. Для этого можно сделать, например, бюджет полученных кредитов.
Теперь у нас есть БДДС, в первом приближении БДР с балансом и ещё порядка 10 бюджетов. Дальше – следующий этап развития системы бюджетирования, детализация и уточнение формирования всех бюджетов. Вот такой алгоритм действий можно применять, связывая БДДС, БДР и баланс компании.
Теперь у нас есть БДДС, в первом приближении БДР с балансом и ещё порядка 10 бюджетов. Дальше – следующий этап развития системы бюджетирования, детализация и уточнение формирования всех бюджетов. Вот такой алгоритм действий можно применять, связывая БДДС, БДР и баланс компании.
Добрый день. Это моя статья. Пожалуйста, укажите автора и поставьте ссылку на первоисточник: https://fd.ru/articles/50157-kak-pravilno-svyazat-bdds-bdr-i-balans
ОтветитьУдалить